Задвижки из чугуна отличаются простой и надежной конструкцией. В общем виде эта арматура состоит из запорного элемента и корпуса с крышкой. К запору присоединяют шток либо шпиндель – к ним прикладывают вращательное движение, тем самым поднимают запирающий элемент в верхнюю точку или опускают его максимально вниз. В последнем случае запор перекрывает собой седло – самое узкое место внутренней части корпуса задвижки.
Затвор всегда расположен перпендикулярно движущемуся потоку воды, другой жидкости, газа, смеси. По своей конструкции он может иметь вид:
- клина из металла (в этом случае по периметру седла проложены бронзовые или латунные уплотнительные кольца;
- обрезиненного стального клина;
- двух параллельных друг другу клиновых деталей;
- шибера;
- ножа.
По работе шпинделя изделия можно разделить на управляемые вручную или с редукторным приводом. Во втором случае верхняя часть задвижки комплектуется переходником под электрический, пневматический, гидравлический привод.
Самые популярные модификации этой чугунной арматуры – клиновые обрезиненные. Клин может быть жестким или упругим. Диск арматуры покрывают слоем эластомера, что обеспечивает антикоррозионную защиту, улучшает герметичность узла. На трубопроводах, транспортирующих сыпучие вещества, более востребованы шиберные варианты. В некоторых случаях устанавливаются ножевые модели, имеющие затвор в виде ножа. Ножевой механизм способен оперативно «отрезать», «отсечь» поток, тем самым минимизируется риск скопления загрязнений, осадков.